пятница, 6 июня 2014 г.

Самара по-русски. Итоги

Сегодня, в день рождения великого поэта, по праву считающегося одним из «отцов» современного русского литературного языка, самарские студенты подводят итоги акции «Самара по-русски».


Напомним, что в начале недели, студенты и преподаватели Самарской гуманитарной академии взяли на себя смелость проанализировать насколько грамотно и по-русски пишутся информации, объявления и создается реклама, размещенная на улицах родного города. В ходе своеобразного грамматического рейда ребята посетили около тысячи общественных мест, среди которых торговые центры, рынки, места излюбленного отдыха горожан и основные туристические достопримечательности Самары.

Сразу скажем, результаты оказались не критическими. Учитывая количество проанализированных источников и выявленных ошибок, будущие журналисты Самарской гуманитарной академии, поставили родному городу все-таки четверку, правда с перевесом всего в один голос. Как отметил один из участников акции, Николай Скурыгин (СаГА, журналистика 2 курс), пока нет четко выработанных критериев оценки грамотности города, нельзя говорить об адекватных оценках. И тем не менее…

На первом месте по количеству ошибки связанные с пунктуацией. Запятые, тире, двоеточия ставятся, порой совсем не там, где нужно, а иногда и вовсе не ставятся. На втором месте, ошибки стилистические и неверное словоупотребление. Порой в погоне за креативностью собственной рекламы или информации, возникают такие неологизмы, что просто хочется плакать. И только на третьем месте ошибки грамматические, согласование и… гиперкорректность. Именно так называется явление, когда человек, пытаясь написать максимально правильно, определяет орфограммы, совсем не там, где им следовало бы быть. Отсюда появились «оргОнайзеры» и «короткие рукОва».

Теперь, что касается очагов безграмотности. По итогам рейда выявлена абсолютно четкая тенденция – лидерами по количеству ошибок являются рынки и торговые центры. Причем, «не по-русски», как правило, создается самодельная реклама, вывески, объявления и информация от частных лиц. К крупным производителям рекламы претензий практически нет. На втором месте – общественный транспорт. И дело даже не в том, что в социальной рекламе в метро обнаружена наигрубейшая ошибка «попрощЯться». По всему городу курсируют трамваи со старыми и довольно странными обращениями к гражданам не забывать «свои вещи (пакетов и сумок)! в салоне». Сразу оговоримся, на новых объявлениях о ТТУ это несогласование исправлено, так что надеемся, что скоро неправильные объявления исчезнут вовсе. На третьем месте самарские остановки, и то, только в плане частных объявлений.

По итогам акции ректорат Самарской гуманитарной академии готовит открытое письмо к властям города с просьбой создать рабочую группу по контролю за грамотностью в «наружке», вывесках, объявлениях и информации. Предлагается включить в эту группу преподавателей разных вузов, причем, как «русистов», так и специалистов по иностранным языкам, ведь не за горами время, когда в соответствии с требованиями FIFA в Самаре придется дублировать целый ряд вывесок и указателей на иностранных языках.











Комментариев нет:

Отправить комментарий